Качество — образ жизни

Рассматривать проблему качества начнем с того, что такие показатели как красота, комфорт, безопасность, надежность и т.д., являются неотъемлемой составляющей жизни современного человека, что эти показатели являются параметрами емкого понятия — КАЧЕСТВО.

На протяжении всей истории своего развития, человек постоянно уделяет большое внимание повышению качества всего того, чем пользуется и, что его окружает. Свидетельства тому дошли до нас из глубины веков в виде образцов оружия, орудий труда, предметов быта и строений.

Одновременно совершенствовались и общественно-экономические отношения. Сегодня все мы живем в условиях рыночной экономики, где разделение труда и его специализация делает нас, в одно и то же время, производителями и потребителями товаров и услуг.

Современная рыночная экономика России предъявляет иные требования к качеству труда и выпускаемой продукции, чем это было в эпоху всеобщего дефицита и в период насыщения рынка, поскольку потребитель стал ведущей фигурой рынка. Приобретая товары по собственному желанию, он определяет, что следует производить, в каких количествах и с каким качеством, и создает при этом конкуренцию между производителями.

В таких условиях выживаемость любой фирмы и ее устойчивое положение на рынке, определяется уровнем конкурентоспособности, который в свою очередь определяется соотношением цены к качеству выпускаемой продукции. При этом второй фактор постепенно выходит на первое место и становится решающим при ее реализации потребителю.

Рассматривая проблему качества, следует всегда помнить, что за этим стоит потребитель.

Ярким свидетельством перво степенности качественного показателя в деятельности фирмы являет собой история развития лидеров мировой экономики. На базе глубоких исследований всех факторов, влияющих на параметры выпускаемой продукции, они создали эффективную систему управления качеством выпуска высококачественной продукции, которая реализуется с помощью стратегического и долгосрочного планирования она характеризуется рядом моментов:

  • обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю структуру предприятия;
  • новому понятию качества должна отвечать соответствующая структура фирмы;
  • вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок конструирования, маркетинга и после продажного обслуживания;
  • качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;
  • повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и заканчивая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;
  • всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.

Вышеперечисленное осуществимо лишь при четко организованной системе управления качеством, направленной на интересы потребителей, затрагивающей все подразделения и приемлемой для всего персонала. Заинтересованность, или как принято говорить — мотивация, персонала имеет определяющее значение в управлении качеством.

Мотивация — это побуждение работников к активной деятельности по обеспечению требуемого качества продукции. В основе мотивации лежит принцип предоставления работникам возможностей для реализации личных целей за счет добросовестного отношения к труду. Мотивация в управлении связана, прежде всего, с умелым сочетанием методов управления, формированием наиболее действенного стиля руководства. Они реализуются в процессе и формах найма, условиях контракта, системе оплаты и стимулирования труда, повышении квалификации и является (по мнению крупнейших специалистов в области управления) фундаментом любой организации, во многом определяющим ее конкурентоспособность.

Философию кадрового менеджмента составляют основные исходные положения, которые в отношении других людей реализуются в вопросах: можно ли им доверять? любят ли они работать? могут ли они работать творчески? почему они действуют так, а не иначе? как нужно с ними общаться? и т.д.

Одним из факторов, формирующих кадровую философию менеджера, является верхний уровень менеджмента в организации, пронизывающий все ее уровни и отделы. Эффективный менеджмент учит работать умнее, а не быстрее.

Интерес к процветанию предприятия не может возникнуть, если существует традиция вознаграждать исключительно за достижение сиюминутных целей или получения прибыли. Такая традиция не стимулирует к достойному финансированию социального и профессионального развития сотрудников, а стимулирует к действию фундаментальный принцип менеджмента, открытый американским профессором Мишелем Ле Беф, который прост и очевиден: «Делается то, что вознаграждается».

Весь мировой опыт по формированию системы управления качеством аккумулировали в себя стандарты ИСО серии 9000, которые получили широкое распространение в последние годы. В соответствии с этими документами определяется политика в области качества, включающая совершенствование управления качеством продукции, его обеспечение и формулируется в виде принципа деятельности предприятия включающего в себя:

  • улучшения экономического положения предприятия;
  • расширение или завоевание новых рынков сбыта;
  • достижение технического уровня продукции, превышающего уровень конкурирующих фирм;
  • ориентацию на удовлетворение требований потребителя;
  • освоение изделий, функциональные возможности которых, реализуются на новых принципах;
  • улучшение важнейших показателей качества продукции;
  • снижения уровня дефектности продукции;
  • увеличение сроков гарантии продукции;
  • развитие сервиса.

Во многом это легло в основу концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг. Она подчеркивает, что главная задача отечественной экономики в 21 веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества.

Качество — задача номер один в условиях рыночной экономики, его повышение несет поистине колоссальные возможности. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводит к снижению затрат и в значительной мере определяет выживаемость предприятия в современных условиях.

Качество — это авторитет фирмы и основа ее процветания. Таков девиз, ставший основой политики развития производства, для предприятия «Импульс». Работа над повышением качества, стало важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя. Ведущая роль в этом процессе предоставлена службе качества предприятия, деятельность которой определена положением об ОТК.

Отдел технического контроля — это самостоятельное структурное подразделение предприятия. На него возложено исполнение следующих основных задач:

  • входной контроль качества сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и инструмента, а так же контроль соблюдения условий их хранения внутри предприятия;
  • контроль соблюдения технологической дисциплины;
  • операционный контроль;
  • приемочный контроль готовой продукции;
  • контроль соблюдения правил хранения и транспортировки готовой продукции внутри предприятия;
  • учет претензий на несоответствие выпускаемой продукции установленным требованиям;
  • участие в рассмотрении претензий и контроль реализации принятых решений по устранению причин их возникновения;
  • проверка состояния контрольно-измерительных средств и контроль соблюдения сроков их проверки;
  • контроль прием-сдаточных испытаний продукции.

Контроль — это процесс определения и оценки информации об отклонении действительных значений от заданных или их совпадении.

Контроль качества занимает особое место в управлении качеством продукции. Именно контроль является одним из эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшей функцией управления. Он способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок и условий выпуска продукции высокого качества. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффективность производства в целом.

В рыночных условиях хозяйствования существенно выросла роль ОТК предприятия в обеспечении профилактики брака в производстве, усилилась ответственность за достоверность и объективность результатов осуществляемых проверок, недопущении поставки потребителям продукции низкого качества.

Необходимо отметить, что функции контроля качества продукции и ее элементов являются составляющими технологического процесса. Они позволяют работникам ОТК проводить анализ и обобщение данных о качестве исходных компонентов готовой продукции, точности оборудования, качестве инструмента и оснастки, стабильности технологических процессов, качестве труда исполнителей и других факторах, оказывающих непосредственное влияние на качество продукции. По результатам анализа проводится работа по предупреждению брака и обеспечению активного профилактического воздействия контроля на процессы возникновения отклонений технических условий и параметров действующих технологических процессов. Отработанные рекомендации и предложения стали основой проведения работ по совершенствованию технологических операций, оснастки и инструмента, по поведению ремонта и наладки технологического оборудования. Отдел технического контроля работает в тесном взаимодействии с другими структурными подразделениями предприятия. Результатом взаимодействия с конструкторско-технологическим отделом стало внедрение новых материалов, введение аппаратуры объективного контроля процесса термообработке деталей, разработаны и внедрены новая оснастка и инструмент для сборки и сварки изделий сложной конструкции (таких как ковши, подвески и комплектующие узлы гидромолотов), пересмотрены режимы сварки изделий и порядок технологических переходов.

Стоит подчеркнуть, что только технические решения, направленные на повышение уровня качества выпускаемой продукции, без заинтересованности персонала, не смогут принести желаемые результаты. Э,то не возможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Методика достижения этой цели представлена в положениях стандартов ИСО серии 9000. Для того, чтобы осознанно и более полно применять положения этих стандартов, на предприятии, в качестве первого шага на этом пути, применяются основные положения, хорошо зарекомендовавшей себя в СССР Саратовской системы бездефектного изготовления продукции (БИП). Применение этих положений позволило ощутимо сократить нарушения технологической дисциплины, снизить уровень дефектов, повысить взаимную требовательность исполнителей при передаче продукции с одной технологической операции на другую, повысить ответственность руководителей производственных подразделений за обеспечение качества выпускаемой продукции. В качестве одной из мер повышения ответственности за качество выполнения работы внедрено личное клеймо, для сборщиков и сварщиков сварных изделий.

Наряду с этим проводится постоянная настойчивая работа по вовлечению менеджмента предприятия в процесс обеспечения качества выпускаемой продукции, т.к. призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как к образу жизни.