Статьи

Есть ли у нас своё производство?

По материалам газеты «Призыв», г. Домодедово

Этот вопрос мы обсудили с Техническим директором предприятия Технопарк «Импульс» Александром Фомичёвым

В селе Растуново работают производственные цеха компании Технопарк «Импульс».

С конвейера сходит навесное оборудование для дорожно-строительной, коммунальной, сельскохозяйственной, а с недавнего времени и для горнодобывающей техники. Гидромолоты, сделанные у нас, продаются затем не только в России, но и странах Европы, Азии, Латинской Америки, в Африке и даже в далёкой Австралии.

А что можно ответить на важный вопрос, который задают многие: есть ли в России собственное производство? И что мешает развиваться тем, кто сам хочет создавать качественный продукт?

Импортозамещение с 90-х

Одни покупают, другие продают. Те, кто сами создали производящее предприятие - в меньшинстве. Это ведь невероятно сложно - с нуля начать своё дело. Когда появилась ваша компания, почему основатели пошли на такой смелый шаг и открыли свой завод?

- Мы появились в ещё 1995 году - изначально, как Компания «Традиция-К».

Наш выход на рынок был связан с тем, что к середине 90-х годов советский парк навесного оборудования дорожно-строительной техники устарел, а нового попросту не было.

Конечно, чтобы занять эту нишу, мы начали с купли - продажи. Наладили сотрудничество с ведущими производителями в США, Германии, Южной Корее. Тогда это была единственная возможность наработать капитал для дальнейшего развития, а основатели компании, отец и сын Геннадий Викторович и Кирилл Геннадьевич Кирилловы, уже тогда мечтали о создании производства.

В 2005 году они приняли решение создать собственный производственный участок и пригласили меня возглавить его.

Купили станки: фрезерный, пару токарных, сварочный аппарат и печи для закалки. Инженер, конструктор, технолог, токарь и фрезеровщик - всего пять человек начинали производство! Впоследствии оно сильно разрослось. Производственную часть пришлось выделять в отдельную компанию.

Так в 2010 году появилась производственная компания Технопарк «Импульс».

Постепенно изучали конструктивы существующего в мире оборудования и совершенствовали его для повышения надежности и комфорта при эксплуатации в российских условиях. Таким образом, мы стремились сделать продукцию по цене более доступную для потребителя, но не уступающую при этом по качеству иностранным аналогам.

Мы разместились на арендованных площадях в Москве в районе станции метро Домодедовская, а затем часть производства перенесли в село Растуново.

Выбрав Домодедово - не ошиблись

- А почему именно Домодедовский округ выбрали? Просто потому что не нужно было далеко переезжать из Москвы?

- Чтобы принять такое решение мы анализировали все территории Московской области. Домодедовский округ показался нам самым перспективным, к тому же здесь хорошо развита логистика, много дорог и транспортных узлов, рядом железнодорожное сообщение, федеральная трасса, аэропорт.

Придя в Администрацию, мы познакомились с Дмитрием Городецким, который тогда возглавлял местную администрацию. Это сити-менеджер очень высокого уровня, он произвёл сильное впечатление. Заверил, что местную власть очень интересует производство в Домодедове, и что он окажет нам всяческое содействие.

Так оно и оказалось впоследствии, и мы это оценили.

Вопрос стоял о возможности расширения производственных площадей за счет увеличения земельного участка в Растуново. При положительном решении этого вопроса мы собираемся полностью переехать из Москвы в Растуново, соединив разрозненное производство «под одной крышей». На это уйдёт ещё более двух лет.

Отношение местной администрации изменилось к бизнесу со сменой руководителя?

- Мы не раз были на приёме у руководителя администрации Александра Двойных.

На мой взгляд, это активный и деловой человек. Он сказал, что полностью нас поддерживает и прекрасно понимает, что производство - это основа государства, это рабочие места и налоги. Так что в его лице мы также получили поддержку по расширению производства в Домодедово.

Нас приятно удивил ещё один человек в администрации, с которым мы работаем – это заместитель руководителя Евгения Хрусталёва. Как мы потом узнали она не просто чиновник, а руководитель, имеющий богатый управленческий опыт и знающий проблемы бизнеса на практике. Поэтому наши проблемы, в том числе связанные с расширением производства за счет увеличения земельного участка, она хорошо понимает. Она не откладывает их в дальний ящик, держит на постоянном контроле, если нужно консультирует нас в режиме «онлайн».

Конечно, такое отношение власти к бизнесу располагает. Выбрав для себя Домодедово - мы не ошиблись.

Годы на бюрократию

Вы сказали, чтобы полностью перевезти производство в Растуново уйдёт более двух лет. При этом вы ведь не первый день прорабатываете этот вопрос. Почему столько времени требуется для переезда?

- Из-за грянувшего кризиса переезд нам пришлось отложить. Только недавно вернулись к этой теме. Конечно, основная проблема - это бюрократия законов. Причём на уровне домодедовской администрации эта проблема остро не стоит. Но все процессы, связанные с развитием производства, упираются в несовершенство федеральных, региональных законов и правил.

Скажем, нам нужно приобрести новое оборудование. Но для того, чтобы расширить для него площади, подвести к нему электросеть, согласовать разрешительную документацию, уйдут... годы! В таких рамках предприятию не только развиваться сложно, но и просто выжить в кризис.

Вы знакомы с бюрократией в других странах? Может везде примерно так обстоят дела?

- Я могу уверенно говорить о двух странах, потому что там мне приходилось быть на производствах - это Турция и Китай. Как бы парадоксально ни звучало, но в Турции производство организовано на значительно более высоком уровне, чем в России. Государством там создаются целые города-производства, предоставляются готовые цеха, устанавливается сниженная арендная плата с правом выкупа. Все производственные предприятия, которые тесно взаимодействуют, сосредоточены на одном месте.

Помимо производственных площадей сразу строят жилплощади для работников, инфраструктуру для их досуга, социальные объекты, детские сады, школы.

Люди, которые приехали трудиться, не задумываются о том, как снять жильё, куда пристроить детей - для них всё устроено. Они могут сосредоточиться на работе.

Второй пример - это Китай. Начинающее предприятие на первые пять лет там вовсе освобождается от налогов на прибыль, арендная плата в сравнение не идёт с нашей. Когда я был в Китае семь лет назад, она была в 12 раз ниже средней российской! «Вот вам технопарк, въезжайте!»

А ведь в России тоже создаются своего рода промышленные кварталы - технопарки.

- Когда мы выбирали куда переехать, рассматривали технопарк м-4 в Ленинском районе. Земельный участок нам предлагали по цене средней рыночной по области. Дорогой, но, может, того и стоил.

Но, чтобы туда заехать, необходимо построить здание, а также подключиться к коммуникациям - электричество, вода, канализация, отопление. Это очень высокие цены на коммуникации, которые мы себе позволить не могли.

Да, предприятиям говорят: «Вот вам технопарк, въезжайте!» Но либо не видят, либо не понимают, что за коммуникации нам нужно заплатить в «десять» раз больше, чем за «входной билет»...

В других странах ведь тоже платят за коммуникации.

- Но это организовано по-другому. Существуют точки подключения к коммуникациям. Тот, кто продаёт, скажем, электричество - сам «бегает» за предпринимателем, потому что это вопрос его выгоды: чем больше к себе подключит - тем больше получит.

А в России сложилось так, что промышленник, предприниматель ходят по кабинетам и просят: «Дайте нам, пожалуйста, свет! Дайте нам воду!» И годами собирают для этого документы.

На сегодня это можно сделать через личный кабинет на сайте МОЭСК, но что бы получить более 600кВт пройдет более двух лет.

Это даже не управленческая специфика. Это проблема общекультурная, государственная. Но это другая тема.

Главное: мы хотим расширять производство, создавать рабочие места, мы хотим выпускать качественную продукцию, хотим её экспортировать, привлекать в страну валюту.

Я говорю не о нашем только предприятии, я говорю за всех предпринимателей, потому что проблемы у нас у всех одни и те же. Мы готовы работать на благо страны. Нас должны слышать, чтобы создать условия для нашего развития и, соответственно, для подъёма национальной экономики. Ведь если эти условия возможно организовать в других странах, возможно и в России.

blockquote

Вы можете задать специалистам компании Технопарк «Импульс» любой интересующий вас вопрос