Статьи

Актуально. Программа импортозамещения. Часть I.

Отвечает на вопросы журналиста портала «Экскаватор. Ру» директор по ВЭД Технопарка «Импульс» Ольга Маркова.

Насколько эффективно, по вашему мнению, сегодня реализуется программа импортозамещения в России?

В целом динамика достаточно позитивная. Товары, попавшие под запрет находят свои аналоги в отечественных версиях, пусть и с небольшими потерями.

Но то, что не получило жесткого ограничения, машиностроительная сфера, как пример, по- прежнему заменяется в вяло текущем режиме.

Больший успех имеет, скорее, локализация и ее долевой рост, нежели полноценное импортозамещение. Успех имеют лишь те, кто уже не первый год идет по пути замены импортной продукции.

Но не руководствуясь директивами, а самостоятельно, стратегически оценив возможности запретов, или будучи беззаветно преданными, они начали этот путь. Романтики от науки и бизнеса, те, кто скажет вам просто и коротко: -«За державу обидно».

Это именно они положили первые камни в фундамент нашей экономической безопасности.

И те, кто прозорливо, в поисках коммерческой выгоды в собственном заводике из собственного сырья, начал вкладывать средства в развитие производства и самое главное, в область разработок.

Скопировать не очень сложно, создать новое, усовершенствовать существующее — это самое трудоемкое и времени отнимает намного больше. И средств требует немалых.

Есть лишь одна ложка, но очень серьезного дегтя — кадры. Материалы, инструмент и технологии, без квалифицированных кадров ничто. Эта грань импортозамещения еще пока не в полной мере развивается.

А от нее зависит все остальное.

Оцените возможности конкурентоспособного замещения различных групп машиностроительной продукции силами отечественных предприятий.

О каких группах конкретно сказать? Проще о тех отраслях, с которыми мы сталкиваемся, а это дорожно-строительная техника и оборудование к ней.

Как написано выше, локализация, как первый этап на пути импортозамещения.

А локализация это форма копирования.

Ни чем, кардинально, не отличается экскаватор сделанный в Китае, Италии, или России, если он от одного и того же производителя. Упрощенная версия, менее дорогая комплектация, а по сути — одна и та же техника. От детали к детали находится местный производитель и в итоге получаем такую же машину, но уже с отечественным участием.

Чем выше процент локализации, тем мы ближе к ответу на ваш вопрос о конкурентоспособности.

А вот следующий шаг, это уже создание полноценной отечественной копии, тут возможностей много, но и проблем достаточно. Если о навесном оборудовании говорить, то в этой отрасли мы уже давно не только копии делать научились, но и фундаментальные исследования на несколько шагов впереди ведем, нежели западные умы.

Вопрос в стоимости этого мероприятия и в источниках финансирования.

Как бы не тешили себя сторонники капиталистической модели развития, на определенных этапах истории необходимо государственное участие. И не в форме кредитов, хоть и по заниженной ставке, а в форме непосредственного целевого вливания.

Создан, конечно, список системообразующих предприятий, но это лишь контроль из жизнедеятельности. А необходима, по моему мнению, адресная программа финансирования для каждого направления.

Система грантов хороша, для стартапов и прочей тематики народного потребления.

А вот в серьезные финансово емкие отрасли уже иные суммы и иное участие.

Путь, который нам предстоит пройти проходили до нас многие страны. Да и мы, в своей истории не раз уже, учились, догоняли, наверстывали. Не впервой. Ведь не с чистого листа начинаем, как азиатские страны.

Не аграрной страной мы были, а развитой и в машиностроении, державой. Так что возможностей более чем достаточно. Отставание то всего в двадцать лет, а не в века, если это кого то успокоит.

Продолжение статьи читайте тут

blockquote

Вы можете задать специалистам компании Технопарк «Импульс» любой интересующий вас вопрос